Попенкова Ирина Михайловна Психолог, Skype-консультант, Репетитор начальной школы, Профориентатор

Про школу | Как портятся отношения Учителя и Родителя.

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Данная статья будет полезна в первую очередь педагогам школ, кружков, секций, а также специалистам, работающими в технологии медиации и психологическом консультировании педагогических работников, родителей. Речь пойдёт о механизмах развития конфликтных ситуаций в треугольнике «учитель - ученик - родитель». И в этой статье больше речь пойдёт о родителях, которым очень сложно даётся сотрудничество и взаимодействие со школой, которые полны страхов и недоверия. Надеюсь, завучам, педагогам, психологам будет полезен данный материал в разрешении текущих конфликтов, сглаживании напряжённых отношений и непонимания между педагогом и родителями.

 «ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ»: Какие родители Тревожны и Конфликтны? 
  • Имеют негативный опыт из жизни, потому не доверяют никому, защищаются авансом, склонны фантазировать в негативном ключе о любой «подозрительной» для них ситуации.
  • Переживают «кризис личного успеха», потому неустойчивы к критике и стремятся выставить себя лучше, чем есть, оправдать себя за счёт чего угодно и кого угодно.
  • Находятся под «бременем высокого статуса» (реальный, мнимый), потому не позволяют себе просить о помощи, озвучивать то, что их не устраивает и в какой поддержке они нуждаются.
  • Активны, но неэффективны, справляются как могут, потому остро реагируют на «необоснованные» обвинения в «бездействии».
  • Привыкли жить «иждивенцами», не умеют управлять ситуациями жизни, поэтому перекладывают ответственность на других, всё время просят чужой помощи.
  • Одиноки в трудностях своей жизни, потому убеждены, что только личным участием, контролем и поучением других могут предотвратить «беду». 
Как портятся отношения с родителями? 
1. Родители приходят с переживаниями «личных историй» (опасений, страхов, неуверенности в себе, кризис личной жизни и успешности и т.д.), не связанных со школой и её сотрудниками (трудная жизненная ситуация, проблемы на работе, семейные драмы, кризисы смыла жизни, не выдерживают груз ответственности и т.д.). 

Симптомы: раздражительны, ранятся на критику к себе и своему ребёнку или внешне безразличны и отчуждены, измотаны, ищут способы оправдаться внешними обстоятельствами. 

Неполезные действия  учителя:

  • нервозное поведение родителя принимает на свой счёт;
  • строит иллюзии о негативном отношении родителя к себе;
  • неуверен в своей «невиновности», накручивает себя и формирует обиду к родителю;
  • не делится своими переживаниями по этому поводу;
  • не говорит о своём желании ситуацию изменить;
  • не говорит о своём расположении / сочувствии к родителю, не выражает поддержки;переходит в контратаку и контробвинения. 
2. Родители в воспитании и обучении детей активны, но не эффективны.

Симптомы: болезненное чувство родительской ответственности, связанное с родительской некомпетентностью (неэффективностью практикуемых мер и приёмов воспитания, личное бессилие, отчаяние), говорят о неудачном опыте, признаются в своём бессилии, ждут от сотрудников школы «рецептов счастья», имеют подозрения, что проблема в учителе.

Неполезные действия  учителя

  • постоянно и открыто критикует учащегося и его родителя;
  • в своей критике голословен, преувеличивает, чтобы «впечатлить» родителя;
  • не делится своим опытом/подходом, не обсуждает с родителем, как тот может действовать по-другому;
  • умалчивает о положительных моментах и подвижках (даже если они незначительны, но за это можно поддержать и учащегося и родителей).
3. Родители имеют негативный опыт доверия к должностным лицам/людям (с детского сада, с другой школы, гос.контор, в принципе по жизни).

Симптомы: пытаются проводить экспертизу работе учителя, обратить учителя в «свою философию воспитания» как своего заместителя, рассказывают о том, какая поддержка нужна их ребёнку, редко пользуются показаниями свидетелей, расспрашивают ребёнка преимущественно об инцидентах в классе/школе, не разбирают поведение своего ребёнка.

Неполезные действия  учителя

  • не приносят извинений за то, в чём поступили некорректно или поспешно;
  • не рассказывают о себе и о своей системе требований, остро реагируют на желание родителя посетить урок, поговорить с другими детьми и т.д.;
  • не рассказывают родителям об особенностях современного образовательного процесса.
 4. Родители имеют своё родительское представление об успешности своего ребёнка (свидетели тому, каким ребёнок был и чему уже научился).

Симптомы: пытаются оспаривать оценки, замечания по поведению и доказывать учителю способности своего ребёнка.

Неполезные действия  учителя:

  • не допускает знания, что учащийся имеет в рамках класса нераскрытые таланты и способности;
  • не принимает в расчёт личные барьеры ребёнка в работе на уроках;
  • думая о нём, как о неуспешном, не доверяет шанс проявить себя;
  • обесценивает неучебные качества и способности ребёнка;
  • пренебрегает малым потенциалом ребёнка.
5. Родители склонны «играть в экспертов» (стремятся оценивать и анализировать всё происходящее в школе).

Симптомы: всё время расспрашивают о том, как ведутся уроки, по каким принципам ставят оценки, а «почему так, а ни так как было в моё время», начинают давать советы и спорить.

Неполезные действия  учителя

  • раздражается на ситуацию «экспертизы»;
  • не поясняет свою позицию и методы, требования ФГОС;
  • уходит от темы разговора;
  • оставляет родителя в сомнениях и подозрениях.
 Распространённые ошибки педагогов 
Феномен: «Я точно знаю, что Вы не занимаетесь» – голословное утверждение о родительской безответственности.

Вызывает протест и негодование, ставит взрослого в позицию «оправдывающегося ребёнка».

Феномен: «Я не знаю «как», но Вы должны догадаться сами» – призыв к каким-то действиям, но не уточнено каким.

Вызывает чувство тревоги и неопределённости, и провоцирует острое сопротивление и конфронтацию.

Феномен: «Я не обязана перед Вами отчитываться» – отказ пояснять свою систему требований и решений.

Вызывает подозрения в некомпетентности и даёт поле для негативных фантазий об учителе.

Феномен: «Мне не за что похвалить его» – отдаётся приоритет проблемным зонам и недостаткам ребёнка, не поддерживаются сильные стороны.

Вызывает острое напряжение в родителе, провоцирующее протест, возмущение и обвинение учителя в обесценивании и предвзятости к ребёнку.

Договор о сотрудничестве с родителями (на родительском собрании)

 На родительском собрании заключите договор с родителями

  • Объясните разницу между тем, как учились прежде они сами, и как сейчас будут учиться их дети, расскажите о трудностях, с которыми они столкнуться – чтобы у родителей не было возмущения и непонимания, почему сейчас всё так, а ни как «в их время».
  • Спросите у родителей об их ожиданиях и просьбах к вам как учителю – для того чтобы понимать, в каких моментах вы будете сталкиваться в конфликте.
  • Дайте свои необходимые комментарии – обозначьте свои личные границы учительские и личные: чтобы вы с родителями не расходились в понимании адекватности (неадекватности) их ожиданий, поясните, почему не можете пойти им навстречу в некоторых моментах.
  • Проговорите свой подход к оцениванию и способам поддержки учащихся.
  • Проговорите, в какой именно форме вам нужна поддержка и участие родителей.
  • В конце собрания выдайте памятку (как своё личное послание к каждому), где это всё будет закреплено.

Такой подход помогает вывести родителей из иллюзий про вашу деятельность, и дать им хоть какое-то чувство определённости.

Коммуникативные ходы в сотрудничестве с  родителями: 
  1. Начиная разговор о проблемах ребёнка, начните с сильных сторон, которые заметили, и только тогда переходите к «но меня очень сильно беспокоит вот что:...» – такой ход покажет вас заинтересованным и заботливым союзником родителя.
  2. Уточните родителю, что именно должен выполнять и чему соответствовать их ребёнок по современным требованиям – это развеет иллюзии родителя об «образе учащегося» и разделении ответственности: что должен делать ребёнок, а что родитель.
  3. Защищая свои личные профессиональные границы и свободу, аргументируйте свою педагогическую позицию с точки зрения «я должен действовать так, чтобы у учащихся…».
  4. «Делая замечание» родителю о неготовности к урокам, покажите для сравнения несколько тетрадей (дневников) более успешных и отстающих ребят – это снимает подозрение о придирчивости, и тогда скажите «У меня к Вам огромная просьба, уделите внимание…, возьмите под контроль».
  5. Уточняйте у родителя, как именно он помогает ребёнку готовиться к урокам, и только тогда вносите конкретные педагогические «коррективы» в родительский подход.
  6. В случае конфликтной ситуации ученика с Вами или другим учеником приглашайте родителя на «очную ставку» и пригласите свидетелей, не решайте по телефону и через других.
  7. Договариваясь о сотрудничестве с родителем, приглашайте к компромиссу об ответственности «Со своей стороны, я даю гарантию, что…; и тогда жду с Вашей стороны… Давайте согласуемся, как мы это будет делать.»

  Удачи Вам и педагогических успехов! 

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ" 

Теги: образование, конфликт, педагог, родители, сотрудничество, отношения
Комментарии
Князькина Лариса Федоровна
Любопытная статья, наверняка будет полезна учителям, нужна подобная статья, что же делать родителям с неадекватными учителями, выгоревшими, не любящими детей и свою работу. к сожалению, таки бывают.
№1 | 21 ноября 2016
Юлия Таланцева
Ирина, отличная статья!Хорошо, если родители, которые
Попенкова Ирина Михайловна писал(а):
Симптомы: пытаются оспаривать оценки, замечания по поведению и доказывать учителю способности своего ребёнка.
адекватны в оценке своего ребенка. Бывают такие, которые нереально высокого мнения о своем чаде и его способностях, а "школа ДОЛЖНА это обнаружить". При этом ребенок может быть самый посредственный.
№2 | 21 ноября 2016
Путилин Олег Викторович
Ирина, спасибо, очень актуально и грамотно изложено!
№3 | 21 ноября 2016
Елена Лапшина (Зайцева)
Попенкова Ирина Михайловна писал(а):
Родители в воспитании и обучении детей активны, но не эффективны.
Мне кажется не только родители, но и большинство специально обученных людей :)Как говорится: « Люди часто возбуждение принимают за вдохновение, напряжение — за работу, а усталость — за результат.»
№4 | 22 ноября 2016
Архипова Ольга Геннадьевна
Попенкова Ирина Михайловна писал(а):
Родители склонны «играть в экспертов» (стремятся оценивать и анализировать всё происходящее в школе).
Ирина Михайловна, а ведь образование детей - это в полной мере ответственность их родителей, а школа и учителя просто оказывают образовательную услугу. Родитель, как заказчик этой услуги, и имеет право, и должен быть экспертом, должен стремиться разобраться во всех тонкостях и проконтролировать ее качество, ведь кроме него этого делать никто не будет...И уж коли родители стремятся вникнуть в тонкости образовательного процесса, это стремление школа и учителя должны всячески поддерживать, в том числе и обосновывать оценки, мотивировать замечания к поведению.
№5 | 28 ноября 2017
Бугорская Инга Роальдовна
Спасибо за статью,очень познавательно.
№6 | 29 ноября 2017
Попенкова Ирина Михайловна
№5 | u75163 | Ольга Архипова писал(а):
Ирина Михайловна, а ведь образование детей - это в полной мере ответственность их родителей, а школа и учителя просто оказывают образовательную услугу. Родитель, как заказчик этой услуги, и имеет право, и должен быть экспертом, должен стремиться разобраться во всех тонкостях и проконтролировать ее качество, ведь кроме него этого делать никто не будет...И уж коли родители стремятся вникнуть в тонкости образовательного процесса, это стремление школа и учителя должны всячески поддерживать, в том числе и обосновывать оценки, мотивировать замечания к поведению.
Согласна с Вами! Родителей важно держать в курсе, иначе им тогда непонятно, как помочь школе с их детьми, и чтобы не оставалось места для неблагоприятных фантазий и недоверия.
№7 | 29 ноября 2017
Архипова Ольга Геннадьевна
Попенкова Ирина, Ирина, все с ног на голову(((Это школа должна помогать родителям в развитии и обучении детей, но никак не родители школе
№8 | 29 ноября 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Ольга Архипова, я говорю о том, когда ребёнку нужно участие родителей, которые его как в автосервис сдали - мол, почините, а беда вся кроется именно в обстановке дома. И так, чтобы ребёнок, например, перестал драться по любому поводу, потому что так обращаются с ним дрма, или перестал бояться делать ошибки, потому что его жёстко ругают дома. Или не делает домашние задания, потому что родители махнули рукой на него из-за занятости или иных семейных проблем?Как школа решит эти проблемы без родителей?
№9 | 29 ноября 2017
Алапий Анна Николаевна
№9 | u178996 | Попенкова Ирина Михайловна писал(а):
потому что так обращаются с ним дрма, или перестал бояться делать ошибки, потому что его жёстко ругают дома. Или не делает домашние задания, потому что родители махнули рукой на него из-за занятости или иных семейных проблем?
Ох,Ирина,спасибо за статью...Как правило,таким родителям, педагог не станет авторитетом. Подходы с поглаживаниями,часто бывают приняты родителями на свой счет их болячки возьмут свое ,а за все учительские "НО"- дома разбор полетов...Педагог таким родителям либо удобен- либо нет.Скорее- такого классного полюбит ребенок.В стиле семейного воспитания,как говориться : "Годы и рОды,Поколения и родЫ",и счастлив тот ребенок,который разглядит любящего педагога,не побоящегося вот этого семейного багажа,опирающегося на то,что ребенок его не выбирал.Мне понравилась Ваша типология с качественной характеристикой " трудных родителей" и, возможная, причинная обусловленность " трудных качеств".Но, побывав классным, скажу так- такие причины будут рождать напряжение у родителя всегда,следовательно ребенок не выйдет из этого треугольника.Работать учителю с родителем над решением его таких вот " обусловленностей" нереально, часто и родитель не хочет и не видит проблемы...
№10 | 3 февраля 2018
[ Читать все комментарии (13) ]    [ добавить комментарий ]

Международные праздники