Попенкова Ирина Михайловна Психолог, Онлайн-консультант

Техника выживания | Если "Жизнь как зебра: полоса белая, чёрная и ж..."

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: «События, которые происходят в нашей жизни, люди, которые встречаются у нас на пути, – призваны дать нам уроки. Наша задача – учиться». Хочу познакомить вас с "технологией конструктивного мышления", которая делает "неумеху" и "неудачника" в итоге победителем. Статья о том, как полезно переживать неудачи в делах и взаимодействии с людьми.


Жизнь современного человека сейчас характеризуется повышенной социальной активностью и необходимостью социально-психологического взаимодействия с окружающими в разных сферах человеческой жизни. Сюда можно отнести семейную жизнь, профессиональную сферу, социальное окружение. В связи с этим наблюдается повышение внутреннего эмоционального фона, постоянные стрессы.

Уровень жизни современного человека зачастую зависит от уровня его успешности.

Основные виды успешности соответствуют основным направленностям личности:

«Я» - человек, направленный на себя, ищет успешности в получении личного материального вознаграждения и личной карьере, в укреплении своего здоровья, в обретении личного счастья, в личном росте и развитии.

«Я и другие» - человек, направленный на общение, ищет успешность в общении и межличностных отношениях, в друзьях, семье и детях.

«Я и мое дело» - Человек, направленный на дело, ценит успешность в делах, в работе, в социальной успешности.

Можно долго спорить и философствовать о том, рождается ли человек уже успешным или это производная от человеческого капитала личности.

Человеческий капитал (ЧК) определяется как способность личности приносить прибыль, он формируется в молодые годы и состоит из: крепкого здоровья, глубоких профессиональных ЗУНов, (сейчас в оборот входят компетентности: информированность, обоснованность, мотивированность, социальная активность, проектная деятельность), культуры, социального статуса, социальной мобильности. Сформированный к 23-25 годам ЧК обеспечивает гражданину: стабильный доход и статус в обществе на всю оставшуюся жизнь, а государству дает неоценимый ресурс – полноценную, самодостаточную личность. И, наоборот, несформированный в юности человеческий капитал делает личность несчастной в семейной жизни, бедной, больной, приносящей государству головную боль и затраты по социальной защите, лечению, содержанию в наркодиспансерах и исправительных учреждениях.

В любом случае, каждый человек рождается с «чистым листом» сознания, как утверждал Джон Локк, британский педагог и философ XVII века. Заполняется этот лист опытом, который человек в ходе жизни проживает.

Развитие успешной личности проходит в трех типах ситуаций развития:

  • «Ситуация успеха» в общении и деятельности – закрепляет модели поведения, обеспечивающие достижение аналогичных целей при аналогичных условиях.
  • «Ситуация трудности» в общении и деятельности – ставит необходимость творческого поиска, как трудность преодолеть, с какими силами собраться, чем пожертвовать, какие пути решения подбирать, что умеет и чему учиться и т.д.
  • «Ситуация неудачи» в общении и деятельности – ставит человека в ситуацию негативных переживаний, учит делать выводы, как подобного избежать, как справиться с последствиями, где найти ресурсы, и т.д.

Главный для нас интерес представляют именно ситуации трудностей и неудач. Это не случайные и не стихийные происшествия. Это результат нашей жизненной или идеологической траектории движения. Согласно теории Альфреда Адлера о неполноценности как стремлении к совершенству, человек, стремящийся к комфорту и безопасности, вынужден с этой целью осуществлять активную деятельность.

Теперь закономерен вопрос, как же этому научиться? Как выходить из поражений победителем, чтобы потом дойти до намеченной вершины, не сгорев в череде неудач?

«Три пути у человека, чтобы разумно поступать: самый благородный – размышление, самый легкий – подражание, самый горький – опыт». Так учил Конфуций, древний китайский философ и мыслитель.

Следуя по жизни мы ступаем по этим трем путям. И сопровождаются они способностью "конструктивно мыслить" – что значит, извлекать полезный опыт из пережитых ситуаций, чтобы полученный опыт использовать на практике для обеспечения «побед» и предотвращения «неудач».

Конструктивное мышление затрагивает три пространства: «Я», «События», «Люди». Пространство «Я» - это личность человека со всеми ее характеристиками. Она находится в пространстве «Событий», которые мы делим на «ситуации победы» и «ситуации неудачи». И «Люди», которые нам встречаются в этих событиях, их мы делим на «категорию союзников» и «категорию вредителей». В системе конструктивного мышления «Я» - ученик, «События» - уроки, «Люди» - учителя.

В событиях неудач мы познаем, с чего ситуация началась, как она протекала и к чему она привела нас. Здесь наша задача извлечь урок, как подобного избежать, как существовать в этих условиях, и как справиться с последствиями.

В событиях успехов мы познаем, какое наше поведение приводит нас к успеху, чтобы это повторить в будущем.

Люди-союзники делятся с нами своим опытом, служат для нас примером для подражая.

Люди-вредители, чаще всего указывают нам на наши недостатки и слабости, и как тесак срубают с нас «сучки несовершенств», заставляя полагаться только на себя, быть сильнее, прилагать больше усилий, быть мудрее, формировать четкую личную позицию в отношении чего-либо и т.д.

Извлекая опыт и полезную информацию, следующим шагом мы должны ставить рефлексию, внося в устройство нашей личности то, что извлекли из ситуаций и опыта общения с людьми. Для этого существует в помощь Техника "Сад камней".

В общем, в ходе нашей жизни мы пребываем в 4 социальных ролях:
  • «Личность», автономная и независимая.
  • «Друг», в социальных отношениях с ближайшим окружением.
  • «Семейная ведущая роль» на данный момент, в зависимости от возраста и социального положения.
  • «Профессионал», то есть лицо, занимающее определенную должность.

И наша задача внести в эти роли те результаты наших «опытных исследований», которые должны приблизить нас к продвижению в достижении нашей цели и успешному существованию в человеческом обществе в целом.

Ранее мы заговорили о человеческом капитале, поэтому есть смысл определить, что в человеке должно быть, чтобы он был способен к этим исследовательским путешествиям по своей жизни. Мы будем говорить о капитале успешного человека. Успешный – это не тип личности, это, скорее позиция. А позицию может занять каждый.

У вас всегда должна быть цель большая, масштабная. Отсутствие масштабной цели, является показателем отсутствие жизненной стратегии:

  • Ищите в проблемах возможности, найдите массу возможностей, которые возникают постоянно.
  • Пусть вас мотивирует неудача, воспринимайте ее, как путь вперед, как развитие. Мотиватором будет интерес.
  • Видеть смысл во всем, что вы делаете – бесценное умение.
  • Стабильность вашей самооценки обеспечивает адекватную реакцию на неудачи. Она состоит из «я хочу – мне надо – я научусь – я сделаю».
  • Держите установку, что половина в жизни зависит от вас, а не от внешних обстоятельств.
  • Будьте готовы нести ответственность за свои действия и решения сами, не прикрываясь другими людьми или обстоятельствами.
  • Не стоит зацикливаеться на прошлых ошибках и неудачах, что является характерным для невротиков.
  • Извлекает из них пользу, учитесь их избегать и справляться с последствиями.
  • Воспринимайте ситуацию системно, поймите, как работает система и как ею можно управлять, или адаптироваться под требования системы.
  • Отучитесь заниматься самообманом, будьте честны перед самим собой. У вас не должно быть склонности прятаться за психологическими защитами.
  • Проявляйте способность рисковать – пробовать, даже зная, если это может не получиться.
  • В общении концентрируйтесь на результате этого общения, а не в стремлении показать и доказать, кто лучше, а кто хуже.
Придерживаясь такой позиции, помните, что следует расставлять приоритеты по важности и значимости для настоящего реального:
  • Развлечение и бездействие должны быть на последнем месте.
  • Мотивационные устремления не должны противоречить и блокировать друг друга.
  • Восприятие мира должно находиться в контексте собственной цели и мировоззрения.
  • Старайтесь не тратить время, кидаясь из стороны в сторону, пробуя совершенно случайные и ненужные вещи.
Это стремление к совершенству и комфорту и способность быть творцом в своей жизни делают человека обучаемым.

В своей деятельности, будь то общение или профессиональная сфера, он стремится к результату, прилагая определенные усилия и ресурсы, выбирая определенные пути. И только результат его активности является индикатором того, верным ли путем он идет. И если его постигла неудача, значит, в системе его работы есть сбои. И только устранение этих сбоев обеспечит успех – достижение поставленной цели с получением ожидаемых благ. Если его постигнет успех, то он поймет, что идет верной дорогой.

Как мы видим, даже из поражения можно выйти победителем.

И эта победа будет заключаться не в частичном достижении цели, а в познании, как ситуация может повернуться, какие трудности могут возникнуть. Важны сформированные эмоциональные иммунитеты от пережитых впечатлений и откровения о своих недостатках и ошибочных утверждениях, которые сбили нас с пути.

Как только человек освоит эту технику конструктивного мышления в своей жизни и деятельности, он будет вооружен самым ценным инструментом к успеху и процветанию.

«События, которые происходят в нашей жизни, люди, которые встречаются у нас на пути, – призваны дать нам уроки. Наша задача – учиться».

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ" 

Теги: конструктивное мышление, успех, неудача, союзники, вредители, саморазвитие, самооценка
Комментарии
Василакий Ирина Родионовна
Благодарю за содержательную и актуальную статью!
№1 | 8 ноября 2016
Яковенко Оксана Владимировна
Попенкова Ирина Михайловна писал(а):
«События, которые происходят в нашей жизни, люди, которые встречаются у нас на пути, – призваны дать нам уроки. Наша задача – учиться».
Отличная статья!Спасибо, Ирина Михайловна!
№2 | 8 ноября 2016
Grokri
Чем отличаются личный рост и личное развитие?
№3 | 27 марта 2018
Попенкова Ирина Михайловна
Grokri, рост - это увеличение показателей того, что уже есть. А развитие - это разворачивание / ответвление чего-то нового.Метафора цветка тут очень хорошая. Стебелёк растёт, не меняясь, тянется к свету, увеличиваясь в росте. А вот когда от стебелька отпучковываются листья, это уже развитие.Развитие - как ответвление.
№4 | 27 марта 2018
Меркурьева Людмила Владимировна
Спасибо, Ирина, мотивирует статья.
№5 | 29 марта 2018
[ добавить комментарий ]

Международные праздники