Попенкова Ирина Михайловна Психолог, Онлайн-консультант

Родительская (не)забота | Подмена понятий или порок эпохи?

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Статья о том, как сейчас организуются детско-родительские отношения в современных семьях. Наблюдения и тенденции из практики.

Из последних «критических» эпох в России часто вспоминаются 90-ые года, когда социально-экономический кризис напрямую отразился ни только на качестве жизни обычных семей, но и на качестве отношений внутри них.

Сейчас я наблюдаю нечто похожее. Массово. Или быть может, так было всегда и во все времена, но с разной степенью выраженности? Я не историк, и мне сложно глубоко судить об этом, но вот какие явления я замечаю в современных семьях на сегодняшний день.

1. Основной ориентир деятельности современных взрослых – оплата счетов (коммунальных, медицинских, образовательных, машину… и т.д.).

И соответственно – родители заняты в непрекращающейся гонке за заработками на одной-трёх работах.

2. Основные родительские функции сошлись на приказе и контроле:
  • содержание детей (кормить, лечить, одеть, и т.д.);
  • доставка в образовательную организацию (школу/садик, кружок, репетитору и т.д.).
3. Совместная деятельность родителей и ребёнка ограничивается:
  • совместными бытовыми делами по поддержанию порядка в доме (навести порядок в комнате/квартире, убрать со стола, убрать за хомячком, выгулять собаку и т.д.);
  • контроль выполнения домашних заданий.
4. Оказание помощи ребёнку по решению конфликтных ситуаций в детском коллективе, обращение в медицинскую организацию, учебные трудности, проблемы с поведением – родители организуют через «третьи руки»:
  • бабушки и дедушки (или другие родственники);
  • воспитатели;
  • учителя;
  • репетиторы;
  • другие семьи (дружественные семьи из детского сада, школы, дополнительного образования).

В итоге виноваты оказываются все, но они сами остаются в стороне на правах «заказчиков» и «приёмщиков».

Чем современные родители, практически не занимаются в воспитании своих детей:

1. Редко проводят совместный досуг или общее развлекательное дело.

Предпочитают посадить ребёнка перед телефоном, телевизором, компьютером, раскрасками, книжкой, конструкторами, но редко сядут рядом.

2. Мало интересуются эмоциональной жизнью ребёнка: что «было интересного и что сегодня понравилось?», и мало выражают своё отношение – восторг и интерес к тому, чем ребёнок занимается.

Обычно все беседы сводятся сразу с порога к двум традиционным вопросам: «Что получил?», «Уроки сделал?».

А чтобы просто посидеть с ним на ночь, или просто обнять, проходя мимо…

3. Практически не делятся своим жизненным опытом, в какие похожие ситуации попадали сами и как из них выходили.

Это важно чтобы просто поддержать ребёнка, что произошедшее это не катастрофа, что так бывает, и расстроиться – это нормально, но и что ещё есть и выход из ситуации, и есть способы такого избежать в будущем.

Это бы очень сблизило детей к родителям как к источнику знаний и ответов на важные им вопросы.

Но все типичные бытовые попытки родителей сделать это сводятся к краткому и жёсткому нравоучению и наставлению, форма подачи которых вызывают обиду, сопротивление и отторжение, и даже намеренное действие «на зло».

4. Изредка помогают детям сформулировать их первые детские «выводы про жизнь» как личную ответственность за причинно-следственные связи в событиях их жизни.

Когда у ребят происходят какие-то ситуации, где они поступили неверно или совсем растерялись, то многие родители выбирают просто отругать и запретить каике-то действия. Это же проще и быстрее, чем жевать долгую жвачку про то, что случилось, что он хотел от ситуации, и что вместо этих «неправильных действий» полезнее поступать так-то и взять эти способы на будущее. И ребёнок остаётся в непонимании, а что, собственно, произошло, и как это можно контролировать в следующий раз, и как вообще с этим быть-то.

Так и получается, что дети попадают в одну и ту же ситуацию, раз за разом, с одним и тем же неполезным поведением, потому что они не знают, что если «так нельзя», то как «можно», и выбирают действовать по привычке. 

5. Редко или мало учитывают интересы и способности ребёнка при выборе кружка, секции, школы, профиля класса, факультета ВУЗа…

Известно классическое явление, когда родители толкают ребёнка по какому-то образовательному и потом профессиональному пути:

  • потому что сами упустили такие шансы и хотят их «подарить» своим детям;
  • судят по своему опыту и знаниям, что «выгоднее».

Так и отрабатывают бедные дети чужую карму, теряя себя, свой индивидуальный мир, реализуя себя в мире теней чужих планов.

6. Не тратят время на то, чтобы передать ребёнку его ответственность и самостоятельность за его детские сферы жизни.

Всё начинается с того, что детский портфель собирается родителями. Порядок в комнате наводится родителями. За выпрошенным на день рождения хомячком тоже убирают родители. С учителями спорят за оценки и решают конфликты с другими детьми тоже родители…

В итоге, у ребёнка формируется картинка мира, в которой многое из его обязанностей становится «нужным родителям», а не ему. Это они же чего-то всё ходят, делают, требуют, это им надо. А ребёнок просто начинает пользоваться последствиями – портфель собран, карандаши в стакане на столе и под рукой, двойка исправлена сама по себе и МариВанна не придирается больше, Сашка с третьей парты сам извинился…

И в тоже время из образовательных учреждений на голову таких родителей сыпятся упрёки:

— «Вы не занимаетесь своим ребёнком!»

На что праведный гнев родителей отвечает:

— «Да как же?! Я работаю на трёх работах! Он сыт, обогрет, одет, в школу приходит вовремя, уроки до 12 ночи делаем! Как это не занимаюсь?!»

РЕЗЮМЕ

Я печалюсь о таких массовых семейных тенденций в российских семьях быть «номинальными механическими родителями», лишёнными души и участия. 

И особо скорблю о детях, родители котрых не могут ответить на рядовые вопросы:

«Как Вы показываете своему ребёнку, что Вы его любите?»

«Как Вы помогаете ему осваиваться в мире людей»?

Уважаемые родители! Давайте вернёмся к нашим детям просто как люди, а не финансисты, прачки, кухарки, училки, секретари, личные водители, судьи и палачи…

[opros_#8265]

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ"

Теги: семья, дети, родители, отношения, воспитание, забота, ответственность
Комментарии
Карпенков Юрий Витальевич
Жестко, но верно
№1 | 18 января 2017
Юлия Таланцева
Правда, к сожалению, да! Я, будучи мамой, стараюсь избегать подобных ошибок. Но, конечно, все мы не идеальны.Спасибо за статью)
№2 | 18 января 2017
Лилия Валерьевна Левицкая (Полякова)
Всего хватило) Благодарю за статью, действительно, и по моим наблюдениям так, как вы пишите, НОХочу добавить, что дети воспитываются поведением взрослых и их копируют или отрицают, а никак не словами или специально "воспитанием"
№3 | 18 января 2017
Юлия
По сути согласна с автором. Но если разобраться в корнях проблемы, то и наши родители, я имею ввиду тех кому за 40, вели себя также. Кроме того, основным мотивирующим словом того времени было волшебное слово- "НАДО". Кому и для чего- вопросы не было принято задавать. Поэтому кто выбился в люди, в основном через правильное поведение в школе, особенно в пионерских и комсомольских активах, те и выстраивают сегодняшнюю картину мира. А сейчас, на мой взгляд, гораздо интереснее разобрать вопрос свободы мысли и действий ребенка при полном отсутствие идеологии и охраны правильных ценностей со стороны государства в целом.
№4 | 18 января 2017
Журавлева Галина Вячеславовна
Ирина Михайловна, прекрасная статья, спасибо Вам!
№5 | 18 января 2017
Фридман Зарема Гайсаровна
Спасибо очень интересно!!! Как всегда прям зачиталась.
№6 | 18 января 2017
Бондаренко Татьяна Алексеевна
Согласна с Юлией, что действительно не хватало времени на времяпровождение с ребенком. Хорошо, у которого решены бытовые проблемы. Несмотря на то, что я работала на 2-3-х работах, все таки времени на воспитание хватило, если выросла любящая и ответственная дочь. Но в целом, конечно же, работая с проблемными семьями, сталкиваешься с тем фактом, что родители понимают, какие проблемы их ждут в будущем в связи стем, что мало уделяют времени ребенку, но необходимо решать бытовые проблемы, иначе семья просто не выживет.
№7 | 18 января 2017
Маргарита1979
Ирина Михайловна, спасибо за статью! Да, действительно, во многом, и у многих - так, к сожалению. Надо двигаться от противного... А для меня ностальгическим советским идеалом является книга "Денискины рассказы" Драгунского.
№8 | 19 января 2017
Зелина Мария Геннадьевна
Спасибо, очень важные вещи!
№9 | 22 мая 2018
[ добавить комментарий ]

Международные праздники