Попенкова Ирина Михайловна Психолог, Skype-консультант, Репетитор начальной школы, Профориентатор

Идеальный клиент? | Или “психологический контракт” на успешную сессию

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Мне всё не даёт покоя вопрос, а должен ли клиент понимать кухню психотерапии и «читать» стратегию, которой идёт его психотерапевт?Похожа ли терапевтическая сессия на выступление фокусника? И должен ли «фокусник»-терапевт раскрывать свои карты и объяснять механизм того иного приёма, техники, который он использует? Я пришла к кое-каким умозаключениям для клиента и терапевта. Своего рода ряд «манёвров», как поучаствовать обоим в том, чтобы терапевтическая сессия была эффективной в содержании запроса, а не сошла на это противостояние двух «кто-кого».

Мне всё не даёт покоя вопрос, а должен ли клиент понимать кухню психотерапии и «читать» стратегию, которой идёт его психотерапевт?

Похожа ли терапевтическая сессия на выступление фокусника? И должен ли «фокусник»-терапевт раскрывать свои карты и объяснять механизм того иного приёма, техники, который он использует?

А что если клиент пребывает в процессах страха, возмущения, в общем дискомфорта и встречается с недоверием к терапевту и ему не хватает какого-то своего ресурса поднять это в процессе сессии?

Иногда психотерапевтическая сессия начинает напоминать спектакль «Серый кардинал и Мушкетёр» где «серый кардинал»  в лице терапевта «плетёт интриги» и «водит за нос» клиента, а клиент как бравый «мушкетёр» пытается «его раскусить» и «вывести на чистую воду».

Замечая подобное на своих сессиях и по рассказам клиентов о моих коллегах, я пришла к кое-каким умозаключениям для клиента и терапевта. Своего рода ряд «манёвров», как поучаствовать обоим в том, чтобы терапевтическая сессия была эффективной в содержании запроса, а не сошла на это противостояние двух «кто-кого».

Отношения между терапевтом и клиентом, а главным образом, их организвация может стать залогом эффективной сессии:

1. «Было дело...»

Будет полезным обсудить имеющийся опыт клиента в его обращении к психологам/психиатрам/психотерапевтам. Это полезно исключить хождение по одним и тем же граблям, и обсудить, есть ли какие-то моменты, которые помогут сессии быть эффективной. И, конечно, обговорите общее понимание результата встречи, его реальный возможный минимум.

2. «Как только так сразу!»

Обговорите между собой правило, что как только возникает «странное чувство» или «подозрение» останавливать ход беседы и обсудить этот неожиданный отклик друг к другу. Потому что это позволит убрать «мешающий фактор» или вдруг сделать интересное «открытие о себе».

3. «А польза в чём?»

Давая какое-то упражнение или эксперимент обсудите кратко его цель. На что должен обратить внимание клиент в ходе его выполнения (т.е. чем оно может быть полезно ему), и как с результатами планирует быть терапевт.

4. «Я такой фасон не ношу!»

Все, что предлагается на консульиации/сеансе терапии – как связка ключей на подбор. Терапевт не может знать, какой именно подойдет клиенту, поэтому предлагает варианты. За клиентом проверка по своим ощущериям, что ему ближе. Обсудите эти варианты, возможно, в ходе беседы, один из них откроется под неожиданным углом. Важно обсуждать и пробы клиента в его жизни действовать по-другому. Иногда способ хороший, но клиенту он либо не подходит, либо он не определил место способа в своем стиле поведения.

5. «Меня терзают смутные сомненья...»

Если у кого-то из Вас возникают какие-то опасения или подозрения по поводу мотивов друг друга или полезности происходящего в сессии, делитесь друг с другом эмоциональными откликами. Терапевту это поможет не быть в иллюзии на счет клиента, а клиенту участвовать в происходящем через свою обратную связь. Это позволит вскрыть неожиданные друг для друга смыслы. 

6. «Говорим на разных языках»

Дело в том, что любые бытовые термины, которые мы употребяем в повседневной жизни – своего рода слова-контейнеры, и каждый человек определяет в их содержании свои смыслы. Для одного любовь – это телесный контакт и ласка, для другого – жертвование в посльзу партнера и горячий суп. Так и в сессии «что ты под этим имеешь ввиду?» проясняет порой самые ключевые моменты, мешающие понимать друг друга, а порой и выводящие на понимание сути обсуждаемого, а там и до решения проблемы клиента недалеко.

7. «Теряем время...»

Если на одной из встреч, обычно это за 5-ую встречу у кого-то возникает ощущение неэффективности, поднимите этот вопрос. Поделитесь своими наблюдениями, опасениями, идеями. Возможно, резьтат этого обсуждения приведет вас к важным перестройкам взаимодействия друг с другом, а может, правда, приведет к прекращению работы.

И вот, обговорив эти моменты, оставьте это на естественный ход течения сессии. Если все же клиенту не удалось найти в себе доверия и смелости обсуждать «затыки» в терапии, то задача терапевта – «сканировать» феномены своего клиента, пока клиент «сканирует» своего терапевта.

Кого-то может смутить, что я «облегчаю» работу терапевту, но дело ни в этом. Терапевтическая сессия – это не жкзамен терапевта за деньги клиента. Они плывут в одной лодке, и нет ничего зазрительного, если клиент в состоянии вовлеченно работать в содержании сессии и ее организации. Жтим он помогает не терапевту, а себе – устранить предрассудки и смущающие факторы. 

Вот, собственно, и все. Делюсь с Вами такими идеями. Буду рада отзывам тех, кто имеет похожий опыт, как клиентский, так и терапевтический.

Будет ли это полезным?

 

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ"

 

Теги: психотерапевт, клиент, психотерапия, договор, понимание, взаимодействие, искренность, организованность
Комментарии
Наталия Антонова
Спасибо за статью, Ирина Михайловна! Вы предлагаете полезный материал для обсуждения, да и для практического использования в психотерапевтической ситуации. . Во многом с вами согласна, особенно понравилось: " Терапевтическая сессия - это не экзамен терапевта за деньги клиента".
№1 | 27 августа 2016
Козлова Нина Ивановна
Ирина Михайловна, спасибо, что подняли эту тему!Спасибо за Ваши умозаключения.
Попенкова Ирина Михайловна писал(а):
Мне всё не даёт покоя вопрос, а должен ли клиент понимать кухню психотерапии и «читать» стратегию, которой идёт его психотерапевт?
Мне тоже. Однозначного ответа на этот вопрос, по-моему, не может быть. Обращаясь к клиенту, вопрос "Должен ли?" я заменяю на " Важно ли Вам понимать?".
№2 | 27 августа 2016
Старостина Людмила Васильевна
Попенкова Ирина Михайловна писал(а):
А что если клиент пребывает в процессах страха, возмущения, в общем дискомфорта и встречается с недоверием к терапевту и ему не хватает какого-то своего ресурса поднять это в процессе сессии?
Вы (специалист) рядом, и лучше обоим сторонам, если вы умеете такие моменты улавливать, распознавать. прояснять, если это необходимо.Спасибо за интересную статью, Ирина!
№3 | 27 августа 2016
Карпенков Юрий Витальевич
Если провокативный терапевт всё клиенту заранее объяснит и разжует, никакой провокации не получится... А иногда разъяснять просто необходимо, и без этого процесс никуда не двинется... Спасибо за статью.
№4 | 28 августа 2016
Лариса Бандура
Интересная статья!
№5 | 2 сентября 2016
Татьяна М77
Как быть если терапевт дает задание клиенту- невыполнимое, именно для клиента, ну не может он его выполнить, в принципе с этой проблемой то в том числе и обратился за помощью. Клиент и сам знал про это упражнение, без терапевта. Разве не задача терапевта разобраться с тем, как клиенту выполнить это задание? Или что то не так понимаю про терапетов?
№6 | 18 октября 2016
Попенкова Ирина Михайловна
№6 | u168682 | Татьяна Казахстан писал(а):
Как быть если терапевт дает задание клиенту- невыполнимое, именно для клиента, ну не может он его выполнить, в принципе с этой проблемой то в том числе и обратился за помощью. Клиент и сам знал про это упражнение, без терапевта. Разве не задача терапевта разобраться с тем, как клиенту выполнить это задание? Или что то не так понимаю про терапетов?
№4 | u165655 | Карпенков Юрий Витальевич писал(а):
Если провокативный терапевт всё клиенту заранее объяснит и разжует, никакой провокации не получится... А иногда разъяснять просто необходимо, и без этого процесс никуда не двинется... Спасибо за статью.
Возможно, Вас пытаются спровоцировать на какой-то процесс. Возможно, у терапевта есть представление, что у Вас есть на это силы, и он подозревает, что Вы можете,но прячитесь... (???)Вы пробовали озвучить свои переживания по поводу этого задания и происходящего у Вас с терапевтом "напряжения", "недопонимания"?
№7 | 18 октября 2016
Татьяна М77
Попенкова Ирина Михайловна, да, пробовал мой ребенок донести до терапевта, но из одного занятия в другое задания шли на усложнения. Ребенок ощущал себя "лохом" (слова дочери), самой никчемной личностью,т.е. при низкой самооценке, самооценка падала еще ниже, слезы градом были. Пыталась сама поговорить с терапевтом, но мне было сказано, что так надо, что это реакция и итог замолчал терапевт после очередного невыполненого задания, замолчала дочь, чего ждали обе друг от друга непонятно. Пришлось мне опять поговорить с терапевтом, разговор неприятный. итог- ищем терапевта, который бы понимал интроверта с кучей проблем и хотя бы разъяснял для чего его задания, что они дадут .
№8 | 22 октября 2016
Попенкова Ирина Михайловна
№8 | u168682 | Татьяна Казахстан писал(а):
да, пробовал мой ребенок донести до терапевта, но из одного занятия в другое задания шли на усложнения. Ребенок ощущал себя "лохом" (слова дочери), самой никчемной личностью,т.е. при низкой самооценке, самооценка падала еще ниже, слезы градом были. Пыталась сама поговорить с терапевтом, но мне было сказано, что так надо, что это реакция и итог замолчал терапевт после очередного невыполненого задания, замолчала дочь, чего ждали обе друг от друга непонятно. Пришлось мне опять поговорить с терапевтом, разговор неприятный. итог- ищем терапевта, который бы понимал интроверта с кучей проблем и хотя бы разъяснял для чего его задания, что они дадут .
Видимо, вас пытались провести через опыт преодоления и закаливания. Есть такая техника, через опыт и встречу с переживанием. Мне сложно судить о том, чему я не свидетель. Но как полагаю, у вас должна была идти речь о сопротивлении и о переживаниях в них, чтобы понять, что за затык происходит, и как с ним быть. А вас прям заставляли? Была ли какая-то поддержка?Вероятно, методика этого терапевта не для вас. Так, правда, бывает у нас терапевтов, когда какой-то прием срабатывает на предыдущих клиентах, преодолевается сопротивление самим клиентом и идет результат. С вами такое не прокатило. Может, от вас много ждали, недостаточно поддержали, и вы не выдержали. Как знать. Сожалею, что опыт у вас получился негативный. Но Вы совершенно верно приняли решение, сменить терапевта, если доверия и тандема у вас не получилось. А Вы сами какую роль играли в терапии? Вы участвовали тут же или были просто наблюдателем? У меня был случай, когда мама настолько опекала дочь, что просто не давала ей ничего делать, рискнуть, все время кидалась ее спасать, делать за нее, оправдывать-подтверждать ее сомнения. И получалось, что девочка не шла ни на какие эксперименты, ни на встречу с новым опытом, все время ждала руки мамы...
№9 | 22 октября 2016
Татьяна М77
Попенкова Ирина Михайловна, Я, была в роли наблюдателя. Тем более мы живем в разных городах, дочь студентка, живет самостоятельно, но не скрою, что езжу к ней часто, раз в 2 месяца точно.Но жаловалась и рыдала она мне по скайпу.
№10 | 24 октября 2016
[ Читать все комментарии (12) ]    [ добавить комментарий ]

Международные праздники