Попенкова Ирина Михайловна Психолог, Skype-консультант, Репетитор начальной школы, Профориентатор

Маленький неудачник | Как мы (не) учим детей ответственности

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Резюме моих наблюдений за множеством семейных историй о том, "как мы воспитали маленького неудачника", я оформила в виде памятки, свода правил. Надеюсь, эта статейка ответит вам на множество или часть ваших вопросов о своём ребёнке "Почему он так...?"

Замечаете ли Вы за своим чадом в домашних делах и учёбе, что он…:

Нужновыполнял всё без напоминания, а он: постоянно забывает что-то взять/сделать?

Нужнослышал Вас с первого раза, а он: пропускает мимо ушей просьбы и поручения?

Нужновыполнял всё сам и сразу, а он: откладывает дела на «потом» и забывает о них, или оставляет это Вам?

Нужновыполнял сразу хорошо и правильно, а он: делает «кое-как», «тяп-ляп» или не доделывает вовсе?

Нужноубирал за собой, а он: после себя оставляет беспорядок, грязную посуду, игрушки?

Нужно: помогал Вам с домашними делами, а он: редко вызывается помочь Вам?

Нужнопонимал, что и зачем он делает, а он: не чувствует важности в том, что ему нужно сделать, и сделать это нужно хорошо?

______________________________________

Что с Вашим ребёнком «ни так»??

  • Он убедился, что всё, что Вы с него стали требовать, всё это БЫЛИ ВАШИ обязанности, и ни он тут всё решает – потому что это ВЫ взяли на себя сбор портфеля, узнавать/уточнять домашнее задание, ратовать за исправление оценок, просить ребят дружить с ним; дома мыть посуду, застилать постель и т.д.,
  • поэтому он не слышит Вас: нет ему никакого смысла вникать в ВАШИ хлопоты, если есть ВЫ и ВЫ всё сделаете, а Ваши просьбы – просто формальность.
  • У него в первую очередь есть своя игра, ему незачем тратить время и силы на чужую (ВАШУ) работу,
  • отсюда ему не интересен и не ценен ни результат, ни то, что об этом скажут – ему и «так сойдёт», да «ну и ладно», у него ничего не меняется.
  • Он выучил: за ним убирали, убирают, и будут убирать – возня с уборкой и сборами не его забота,
  • и не помогает Вам, потому что знает, Вы сами всегда управитесь, без него,
  • и это ВЫ переживаете о каких-то делах, а ему вполне комфортно, сделано что-то или нет, в его мирочке всегда солнечно.

Вывод: главный механизм (ошибка всех родителей) Вы потребовали – Он не сделал – Вы сделали/переделали сами и довольны – У него ничего не изменилось, «маленькому королечиву» комфортно.

______________________________________

 9 простых стратегических правил:

как поменяться ролями и передать ему ответственность за его дела?

1 ПРАВИЛО – поставьте перед фактом список дел, за которые отвечает именно он (хорошо обсудить на общем семейном совете, заключить договор о том, за кем какая обязанность – и поручения не будут неприятным сюрпризом с воплем «Почему я-то?»).

2 ПРАВИЛО – объясните чётко, почему ЕМУ ВЫГОДНО это делать.

3 ПРАВИЛО – предупредите, что он будет иметь за выполнение / невыполнение, но «грозите» тем, что РЕАЛЬНО сделаете.

4 ПРАВИЛО – дайте чёткие инструкции к поручению – что, как и к кому сроку/времени сделать, и подойдите проверить по времени, как обещали.

5 ПРАВИЛОисполните предупреждение: как обещали наказать – так и накажите, чем обещали поощрить – так и наградите.

6 ПРАВИЛОне прощайте и не закрывайте глаза на несделанное, или он поймёт, что Вы блефуете и Вас можно обвести вокруг пальца!

7 ПРАВИЛОуточните/покажите на примере, что именно Вы будете оценивать в выполненном – отсутствие мусоринок на полу, ровные стопки книг, написанное ровно и без помарок, как собрать портфель (как посмотреть расписание, сверить список уроков и нужных вещей к ним) и т.д. Не честно требовать то, о чём знаете только Вы.

8 ПРАВИЛОне отпускайте и не давайте ему заняться своими делами, пока он СВОИМИ руками не сделает так, как нужно. Посидит день, два, пять по несколько часов «до последнего» над одним делом вместо игры и мультиков, и к нему придёт выбор, что лучше всё сразу и хорошо, чем мучиться долгими часами и потерять время на любимые дела.

9 ПРАВИЛОВы – лучший пример! Поступайте так же, как требуете от него. Он быстро поймёт несправедливость того, что Вы требуете от него, но не требуете от себя, и какие поблажки позволяете себе, и не позволяете ему.

 

P.S. Наши дети не станут лучше Нас, если не знают, какими лучшими Мы можем быть! 

 

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ"

 

Теги: воспитание, дети, родители, ответственность, семья, правила
Комментарии
Андрей Владимирович Бажажин
И ещё, мне кажется, важно постоянство в соблюдении Девяти Правил, ведь ребёнку не чужда рациональность, он не глупее родителя, и быстро поймёт, нужно ли сейчас тратить своё время и силы на очередное мамино забалдение или лучше подождать: само пройдёт.И тут возникает трудность. Мы часто сами не можем систематически выполнять то, что нам не просто "надо", а даже полезно. Соответственно, и с контролем за выполнением этих Правил возникают сложности. И когда возникает вопрос: "Ну в кого он у меня такой?!" -- можно посоветовать посмотреть в зеркало.
№1 | 7 сентября 2016
Людмила Артёменко
Спасибо, ясная инструкция к выполнению
№2 | 7 сентября 2016
Яковенко Оксана Владимировна
Все разложено по полочкам! И да - прежде собственный пример родителей!!!Спасибо, Ирина Михайловна!
№3 | 7 сентября 2016
Рыбонька моя
Спасибо. Дельная статья. А еще бывает, что ребенок не совсем понимает , как выполнять какое-то дело , то есть родитель ему :1) не "разжевал"2) не дал возможности усвоить, запомнить, отработать несколько раз в тандеме с родителем.В результате ребенок не может сделать дело в силу того, что не вполне понимает суть процесса + родитель своим недовольством закрепляет в ребенке негативное отношение к определенному делу(занятию).
№4 | 21 июля 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Бегущая с котами, Вы так точно подловили эту штуку! Нам ещё в институте 10 лет назад приводили пример, что для Мамы порядок - это всё убрано в стопки и по шкафам стройными рядами, не дразнящими глаз. А для ребёнка - порядок это с замыслом и красиво.Безумно принципиально прояснять нюансы, что если "не веди себя плохо" - то это какие конкретные действия гражданин-начальник-взрослый определяет как плохие поступки.Но ловушка в том, что для взрослого такие детальки уходят на уровень очевидности, что понимание этого уже встроено в детский мозг - что даже не задумывается о том, что про это надо пояснить.У меня племянница отреагировала здорово на подслушанную фразу "А что значит, адекватно"? Я когда стала подбирать слова для ребёнка, встретилась с тем, что я смысловая-то нагрузочка ой какая вариативная и сложная, что значит - адекватно, а что нет. А с детей мы порой требуем именно эти нюансы. Да только на детские головки обрушиваем целые контейнеры со скрытыми смыслами - типа "будь хорошим мальчиком". Это как? Жвачку на стул не клеять или Васе в ухо карандашом не тыкать?)))
№5 | 21 июля 2017
[ добавить комментарий ]

Международные праздники