Попенкова Ирина Михайловна Психолог, Онлайн-консультант

Потенциал | О нашей "безнадёжности" и "перспективности"...

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Завалявшееся с периода "Учитель года 2014 в г. Красноярске" - эссе на тему перспективности и конкурентоспособности в моё биографическое "тогда", "сейчас", "потом". Получилось грустно, но, думаю, душевно.

«В будущем безграмотным будет ни тот, кто не сможет читать и писать, а тот, кто не сможет учиться, забывать, что учил, и переучиваться…»

— Алвин Тоффлер

Так уж устроена наша Вселенная, что вехи истории к настоящему моменту, в котором мы живём, закручивается по спирали. Время бежит всё быстрее. События молниеносно сменяют друг друга. И само течение жизни настолько стремительно, что грядущее «Завтра» не будет похожим на ещё живое «Сегодня» и уже памятное «Завтра».

Я предлагаю тебе, мой читатель, подойти к любой карте мира или глобусу, который у тебя есть.

Что ты видишь? Разные кусочки нашего мира, отделенные друг от друга чёрным контуром, голубыми полосками рек, морей и океанов. А теперь, я попрошу тебя, выгляни в окно, пробегись беглым взглядом по заголовкам любой газеты, или же включи любой канал своего телевизора. Что ты теперь видишь? Эти страны и континенты, ближние и дальние друг другу, уже не существуют как отдельные кусочки, а они составляют целую мозаику из пазлов разных звуков, цветов и энергий – они обмениваются собой, дополняют друг друга и меняют причудливым образом до неузнаваемости. И называется эта мозаика, которую ты видел на карте или же глобусе – «Мир, в котором Мы живём». Мы – человечество. Мы обмениваемся между собой собственными идеями, взглядами, верой, надеждами, силой к жизни и достижениями науки и техники. В нашем «Сегодня» каждый человек и каждый ребёнок имеет больше «свободы», чем наши отцы и прадеды. У нас есть возможность посетить практически любой уголок Планеты, высказать свои идеи на весь мир, поддержать чужую идею или сказать ей «нет». Нам доступно самое ценное сейчас – свобода и целенаправленное развитие.

Перечитывая сейчас эту фразу, обозначенную в заголовке собственного эссе, я чувствую странное волнение. Просыпаясь каждый день по звонку будильника, я собираюсь на работу и ловлю себя на мысли, что меня тревожит то самое «грядущее Завтра», которое наступило уже сегодня со звонком этого самого будильника. Чем оно меня тревожит? Оно требует от меня свободы. Свободы от «вчерашнего», от того, что я узнала, «когда-то тогда», от того, чему я научилась однажды и не желаю этого терять или менять, от того, в какой гавани я однажды бросила свой «якорь». Тревожит, потому что больно отказываться от того, что однажды добыла сама, от того, что присвоила, что взрастила собственным умом и руками. Ведь столько сил в это было вложено, столько тревог, обид и злости пережито на том пути, когда я собирала свою «сокровищницу». Сейчас мне вспомнилась фраза, которую любят повторять психологи, психотерапевты: «Развитие идёт всегда через боль и страдания». Вопрос только в том, остановят ли они нас или закалят?

На этом месте, мой читатель, я думаю, я могла бы услышать от тебя вопрос: «Развитие? А куда? Зачем? Как?» Ещё с моих школьных лет, когда родители и учителя наставляли меня: «надо учиться», «надо учиться хорошо», «надо быть ответственной, самостоятельной», «надо найти цель и смысл своей жизни», «надо быть лучшей»… Я не знала и не понимала, зачем надо, но шла. Шла, делала, говорила, о чём-то мечтала. Потому что – так было «надо». И сейчас, с высоты своих двадцати восьми лет я встречаюсь с таким трогательным и в тоже время болезненным для себя открытием, что это «надо» должно было звучать вкусным для меня «Важно». Это слово я намеренно пишу с большой буквы, ибо оно теплит в себе сразу два очень ценных понятия Что именно «Надо» и «Почему» ему Быть.

«Важно» – это движущая сила всего, и действия и бездействия. Можешь ли ты, мой читатель, представить, сколько ребят на школьной скамье тогда, в мои 90-е гг., и сколько ребят сейчас, в первой четверти XXI века, слышат эти «надо», и не слышат «почему». Позволь я провожу тебя мимо детской площадки. Посмотри на этих ребятишек. Посмотри, как они барахтаются в этой песочнице, потому что это весело. Посмотри, как они перебирают и делят между собой этот рассыпанный конструктор, потому что это интересно. Они делают это всё сами, они активны, увлечены, и только риски в это как-то вмешаться – получишь целую симфонию возгласов с негодованием и возмущением. Им не нужны твои уговоры это делать, им не нужна от тебя постановка цели – они знают и всё сделают сами. А теперь, давай, спустя несколько лет, пройдём в школьный класс к этим же ербятам. Что ты видишь сегодня? Три десятка уже подросших ребят скучают за школьными партами и готовы двигаться и что-то говорить, только чтобы получить удовлетворительную оценку и, переходя из класса в класс, наконец, выйти со школы. А в чём проблема?...

Я готова поклониться тем учителям, родителям и наставникам, которые хоть раз и ни раз объясняли, что «учиться-учиться, осваивать и достигать, а всё дело в том, «Что» учить-достигать и «Зачем» тебе это было тогда, сегодня, и что будет тебе важно завтра». К сожалению, выполнив норматив по оценкам, они начнут учиться быть и учиться жить только за порогом в взрослую жизнь. Страшным будет откровением, что они к ней не готовы. Не готовы самоопределяться в жизни общества и профессиональной деятельности, неконкурентоспособны, потому что их сокровищница полна морально устаревшим опытом и его не хватает настоящему. Страшно будет неизвестное «Как» теперь им войти в это движение, чтобы догнать и идти в ногу со стремительно несущийся вперёд прогрессом в науке, технике, в международных отношениях, в новинках сфер человеческой деятельности и круговороте уходящих и появляющихся новых профессий и должностей.

Тот самый федеральный государственный стандарт, который сейчас вводится в систему образования в современной России, предполагает такие формы активности ребят, где они получают опыт и закаляются быть всё время в движении и реформировании себя в эту учебную минуту жизни, в этот день, в эту четверть, в этот учебный год жизни. Не знать и не уметь ничего, но обладать искусством с энтузиазмом и без страха узнавать и учиться тому, что важно тебе и миру вокруг тебя – вот главное мастерство, которому нужно учить: чувствуй, где ты находишься, понимай, что тебе нужно, узрей, где это возьмёшь и протяни к этому руки. «Мир, в котором Мы живём» – он круглый и богат непостижимым, и не замкнут одним твоим городом. Важно идти в ногу с этим миром, и тогда ты найдёшь своё место в этой всемирной глобализации миллиардов людей разных наций.

Я сожалею о том, сколько мной было упущено и потеряно оттого, что я не смогла отпустить «пережитый прошлый опыт и время», чтобы сохранить себя неизменной, индивидуальной. Я заплатила за это возможностью быть свободной от себя самой. И сейчас, мой читатель, я хочу предостеречь тебя от этого. Думай ни о том, что ты достиг и имеешь, а о том, что тебе «Важно» уже сегодня, и что тебе будет «Важно» в грядущем «Завтра». Я прощаюсь с тобой, и надеюсь, что ты не испугаешься той свободы в движении и развитии, которую тебе даёт наш современный мир, в котором мы живём. А я же отправляюсь открывать в себе эту самую свободу «учиться, забывать чему училась, и переучиваться». 

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ" 

Теги: конкурентоспособность, саморазвитие, обучение, воспитание, потенциал, будущее
Комментарии
Екатерина Евгеньевна Олеськевич
Интересно! Спасибо за материал!
№1 | 7 ноября 2016
Пашков Николай Александрович
Прекрасная статья. Спасибо.
№2 | 10 ноября 2016
[ добавить комментарий ]

Международные праздники